Меня зовут Светлана. Мой вопрос касается дочери. Ей уже 7 лет, она у нас единственный ребенок. Мы ей ни в чем не отказываем. А она растет ленивой, ничего не хочет делать, по дому не помогает, свои вещи убирает кое-как. С трудом закончила первый класс. Отдали е на шахматы, позанималась месяц и в слезы, не хочет. Ходит на танцы и то с неохотой. Ее подружки уже выступают на ответственных концертах, а она все в запасных. Хотя занимается третий год. Мы ее никогда не били, я могу иногда, когда совсем уж выведет, покричать, а муж так вообще спокойный. Начинается второй класс, я просто не знаю, что с ней делать. Подскажите, что делать, как ее воспитывать, чтобы она стала трудолюбивой.
Здравствуйте, Светлана. Ваше беспокойство о судьбе ребенка естественно. Вы любящая и заботливая мама. Вопрос детской мотивации – очень важен, и хорошо, что Вы ищете варианты, как помочь своей дочери. Но любые изменения в поведении ребенка нужно начинать с себя. Прежде всего, необходимо разобраться в причинах, потому что отсутствие мотивации – это, прежде всего, следствие проблем в воспитании. Дать Вам определенный ответ относительно именно Вашей дочери не могу, слишком мало информации о том, как формировался Ваш ребенок. К тому, что я узнала, у меня сразу же возникло несколько вопросов: «Вы сравниваете свою дочь с другими детьми, ее неудачи с их успехами? Чем ей заниматься, решаете вы или она? Вы требуете от нее идеального выполнения заданий? Как вы ее поддерживаете и хвалите за ее личные достижения? Вы пишите, что ни в чем ей не отказываете. Что вы имеете в виду? Вещи, игрушки, одежду?».
Так как указанная проблема очень распространенная, предлагаю рассмотреть ее возможные причины. Мотивация в детском возрасте очень хрупкая. Мнение маленького ребенка о себе целиком зависит от оценки его взрослыми. Ребенку очень важна ваша поддержка и похвала. Он боится не оправдать ожиданий родителей. Это для него равноценно потере их любви. Из Вашего письма я могу предположить, что Вы требовательны и ожидаете от нее высоких результатов, ставите в пример подружек.
Прежде всего, необходимо учитывать психологические и физические возможности и способности ребенка. Ребенок – это другой человек, он не обязан быть Вашей копией и он не пришел в этот мир оправдывать Ваши ожидания. Сравнивание с другими детьми воспринимается им как обесценивание его важности для родителей. Именно таким образом формируется схема дефективности, которая приводи к избегающему поведению: лучше ничего не делать, чем сделать плохо и получить негативную оценку родителей, учителя. Ребенок живет в постоянном страхе сделать что-то не так. Он постоянно ожидает неудач. Становится тревожным, плаксивым, часто апатичным, отказывается от любой деятельности, таким образом, защищая свою самооценку. Взрослые, не разобравшись в причинах, называют такое поведение ленью.
Существуют проверенные опытом правила общения с ребенком. Давайте рассмотрим их.
- Прежде всего, учитывайте особенности именно Вашей дочери, не взваливая на ее формирующуюся психику груз Ваших ожиданий. Она ни хуже и не лучше других. Она просто ребенок с индивидуальными возможностями памяти, мышления, нервной системы, физических особенностей. Это тот ее ресурс, с которым она пришла в этот мир. У нее свой путь развития. Помогите ей найти его. В этом и заключается обязанность родителей.
- Никогда, слышите, никогда не сравнивайте своего ребенка с другими ни в лучшую, ни в худшую сторону.
- Чтобы выпрямить ее самооценку, создавайте для нее ситуации успеха, которые соответствуют ее возможностям. Хвалите за достижения, искренне радуйтесь вместе с ней ее успехам.
- Чаще спрашивайте ее о том, чего она хочет, чем бы хотела заниматься. Помогите в реализации именно ее потребностей.
Успехов Вам и взаимопонимания с дочерью!