Базовые потребности не существуют отдельно, сами по себе. Одна вытекает из другой, каждая является продолжением каждой. Давайте рассмотрим эту связь.
Если потребность в базовой безопасности и заботе не была удовлетворена, то сложно говорить об автономии, ведь ради тепла, принятия и заботы человек готов «наступить на горло собственной песни», говоря словами одной из самых трагических фигур прошлого века, Владимира Маяковского.
А если человек не осознает личной самости, своей индивидуальности и ценности вне Значимых близких, то о каких психологических границах и самоконтроле может идти речь? Жесткое слияние. Психологически человек ощущает себя сиамским близнецом с теми, чье одобрение или неодобрение определяют его самооценку. Если расстояние между Я и Значимыми другими настолько размыты, что не осознаешь, что контролировать, и вообще, имеешь ли право контролировать что-либо в своей жизни, доминирует страх не навредить, чтобы не потерять Значимую фигуру. Ради спасения отношений безопаснее будет отдать ему/ей право управлять твоей жизнью.
И далее, если нет границ, если постоянно фонит тревога утраты Значимого, то нереально открыто заявить о своих истинных чувствах, эмоциях, потребностях.
«Вдруг меня осудят, из-за этого отвергнут, если отвергнут, погибну!!!». Это цепочка схем беспомощного маленького человека, недавно пришедшего в этот, пока еще чужой, совершенно неизвестный мир.
До удовлетворения потребности в спонтанности и игре мы так и не доходим. «Нельзя!», бесконечное «нельзя», и живем с тревожной схемой: «Что люди скажут?!». А так хочется закричать, как герой Маски-шоу: «Ззя! Ззя! Ззя!» Хочется заявить о своем праве на четыре С: быть Свободным, Спонтанным, Счастливым, Собой. Заявляем, но чаще внутри, с обидой, злостью, слезами. Иногда пар раздражения срывает крышку, и в гневе выпускаем поток детских обид, спасаемся алкоголем, наркотиками, жалобами соседям, друзьям, приятелям… и ненавистью к тому, кто позволил себе эту роскошь быть собой, быть свободным и спонтанным. Просто быть.
Добавить комментарий