Мы все глядим в Наполеоны…
Еще один распространенный негативный фильтр, через который некоторые люди смотрят на мир и свое место в нем.
Смысл сверхобобщения — на основе одного события, собственной мысли по поводу чего-либо делаются выводы глобального характера.
Не получилось 1 раз выиграть – «я всегда проигрываю»; одна девушка не ответила взаимностью — «меня никто не любит»; отказали на одном месте в работе – «я никогда не найду работу», ребенок простудился – «я плохая мать» и т.д.
Очень распространено в рамках данной когнитивной стратегии приписывание собственной точки зрения, собственных предпочтений всему человечеству: «все знают…», « все хотят…», «все любят…» .
Используя данную ошибку мышления, ее часто применяют
• в рекламе:
«Ваша киска купила бы „Whiskas“»; «Пельмени «ДОБРЫНЯ» любят на всем Урале»; «Эти удивительные часы всегда будут с нами!!»
• в заголовках статей: «Если вас нет на наших страницах, вас нет вообще!»,
• в новостях – «Всем известна любовь ХХ к ББ»,
• в политике – «Россия протестует… (вышло на площадь 200 человек » и т.д.
Почему же так велика тяга значительной части людей к сверхобощениям, и почему многие попадают в зависимость от подобных фраз?
Причина подобного иррационального способа оценивания ситуации в преобладании эмоций над разумом, над рациональным оцениванием ситуации.
То, что эмоционально значимо, имеет гигантские размеры, и исходя из этой значимости делаются умозаключения, перекошенные в ее сторону. Человек словно бы утрачивает способность видеть все то, что не входит в его систему ценностей.
Вернемся к некоторым вышеприведенным примерам.
Человек не верит, что он окей. Поэтому, чтобы подтвердить это, он ориентируется на постоянный выигрыш. Постоянно выигрывать невозможно. Поэтому каждый проигрыш еще раз подтвердит ему, что он « никто, неудачник».
Второй пример – это пример человека, который, скорее всего, вырос в условиях дефицита любви и заботы. Он с детства был убежден, что его никто не любит, и теперь каждое единичное невнимание к себе, отвержение его чувств только подтверждает его ранее сформировавшееся убеждение – «меня никто не любит».
Для того, чтобы были удовлетворены потребности в контроле, власти, значимости, принадлежности и др, человек стремится присоединиться к сообществу.
Для этого, доказывая что-то кому-то, как аргументы выдвигает: «все думают…, ценят…, знают…, хотят…, любят…, смотрят…, носят…». И чем больше людей он убедит, или удостоверится, что он, как большинство или как статусная (референтная) для него группа, тем значимее он в собственных глазах.
Этими потребностями умело пользуются профессиональные манипуляторы: политики, маркетологи, рекламные агенты, учителя, журналисты и т.д.
И снова-таки, если это кому-то нравится, если этот кто-то чувствует себя комфортно сверхобобщая, пусть он с этим и живет.
Проблема в том, что в сверхобобщении корни многих психологических проблем, сломанных судеб людей, забывших, что такое радость. Это прямой путь к депрессии.
Рекомендации: как только вы поймали себя на сверхобобщающей мысли, задайте себе вопрос:
«Все, это кто?»
«А было ли когда-нибудь, чтобы я выиграл?»
«А есть хоть кто-то, кто меня любит? Кому я нравлюсь?»
И последнее (в этой статье), хорошенько подумайте прежде чем покупать товар, который едят, носят ВСЕ.
Добавить комментарий