УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ
Функцию контроля над психологическими процессами выполняет внимание.
Внимание может быть произвольным и непроизвольным.
Непроизвольное внимание (непреднамеренное) — непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя. Неожиданный звук, движущийся предмет или живое существо (классическая муха в классе), неподвижный человек в толпе танцующих, вспышка света, резкий запах, любой контраст: маленький предмет на фоне больших и наоборот, красная заколка в черных волосах и т.д.
С установкой на непроизвольное внимание создается реклама.
Непроизвольное внимание подчиняется эмоциям человека. Связано с его интересами, потребностями.
Знакомая с детства ситуация: заходит в помещение человек, который вам нравится, и вы непроизвольно всеми своими органами чувств сосредотачиваетесь на нем. И какой урок и объяснение учителя!
Произвольное внимание (преднамеренное, волевое) – требует усилий воли. Мы сознательно сосредотачиваемся на определенной информации, объекте. Это работа психики. Требует напряжения, и потому больше 20 минут нетренированному человеку трудно его удерживать.
Если работа напряженная, требующая произвольного внимания, позвольте себе каждые 20 минут на 1-2 минуты отвлечься.
Очень часто человек, увлекаясь, получает удовольствие от выполняемой работы, и тогда произвольное внимание переходит в послепроизвольное, и вы в таком состоянии можете работать часами.
Когда говорят, что человек невнимательный, имеют в виду, в первую очередь, произвольное внимание.
У внимания есть разные качественные характеристики:
• концентрация — степень сосредоточенности внимания на объекте;
• распределение — возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько видов деятельности;
• объем — это количество предметов, которые могут восприниматься одновременно и с одинаковой четкостью. По этому свойству внимание может быть либо узким, либо широким;
• переключение — намеренный, сознательный перенос внимания с одного объекта на другой;
• устойчивость — длительность сосредоточения внимания на объекте.
Внимание можно развить и усовершенствовать. Для этого нужно, конечно, потрудиться. Но результат оправдает себя: вы сможете гораздо качественнее и быстрее выполнять поставленные задачи.
Предлагаемые вашему вниманию упражнения необходимо выполнять регулярно, постоянно увеличивая нагрузку, как для мышц, в тренажерном зале.
1. Поговорили с человеком или побывали в незнакомом месте, опишите его в подробностях.
2. В толпе людей станьте или сядьте где-то в центре. Переключайте внимание с одной группы беседующих людей на другую, стараясь слушать, о чем они говорят.
3. Вы идете по улице. Обратите внимание, сколько домов, какие в них окна, какие перед ними деревья, сколько мимо проехало машин красного цвета и т.д. в дальнейшем постарайтесь, даже во время разговора со спутником, отмечать поставленные за цель объекты.
4. На скорость, можно устроить соревнование: вычеркиваете в тексте, например, букву А, Т – подчеркиваете, Д – обводите кружком.
5. Заведите будильник, чтобы он позвонил через 5 минут (в дальнейшем доведите время до 15 минут).
Сядьте удобно, переплетите пальцы и начинайте медленно вращать большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга.
Сосредоточьте внимание на этом движении.
6. Работа с партнером. Пусть разложит на столе различные мелкие предметы. Вы отворачиваетесь, а он меняет их местами. Поворачиваетесь и раскладываете их так же, как лежали прежде.
ПРИМЕЧАНИЕ: 1, 3, 6 упражнения можно выполнять для развития памяти.
Добавить комментарий