УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДИКЦИИ -3
РАБОТА НАД ГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ
Гласные звуки – это музыка, через их звучание мы в первую очередь узнаем о внутреннем мире человека.
Каждый гласный имеет свои артикуляционные особенности.
Рассмотрим, как работают органы артикуляции при создании каждого звука и изучим упражнения для развития чистоты звука.
Все упражнения необходимо выполнять, контролируя артикуляцию с помощью зеркала.
Звук А
Челюсть свободно опущена. Расстояние между верхними и нижними передними зубами – два пальца. Губы имеют овальную форму, спокойны, лежат на зубах, но не прижаты к ним. Язык пассивен, лежит на дне ротовой полости, плоский. Края его касаются нижних коренных зубов, а кончик языка прилегает к нижним передним резцам.
Звук О
Челюсть опущена на полтора пальца. Губы округлой формы отрываются от зубов и слегка вытягиваются вперед. Язык становится уже и толще, он слегка оттягивается назад и не касается ни боковых, ни передних зубов. Задняя часть спинки языка приподнята.
Звук Э
Челюсть опущена на полтора пальца. Губы спокойны, слегка овальной формы, несколько обнажены верхние и нижние передние зубы. Средняя часть спинки языка приподнята к небу, кончик касается нижних зубов.
Звук У
Расстояние между передними зубами один палец. Губы значительно вытягиваются вперед, имеют форму хоботка, округлые. Язык оттягивается назад, кончик его отдаляется от нижних зубов. Задняя часть спинки языка круто выгибается вверх.
Звук И
Расстояние между передними верхними и нижними зубами полтора – два мм. Отверстие между губами имеет щелевидную форму, уголки губ слегка растянуты в стороны. Передняя треть спинки языка устремлена к твердому небу, почти касается его. Кончик языка упирается в передние нижние зубы.
Звук Ы
Расстояние между передними верхними и нижними зубами два – три мм. Губы приоткрывают верхние и нижние зубы. Язык оттягивается назад, но кончик его остается у нижних зубов. Средняя часть спинки языка приподнимается.
УПРАЖНЕНИЯ
УПРАЖНЕНИЕ «Настройщик»
Вооружившись зеркалом, беззвучно (не шепотом, а именно беззвучно) плавно произносите каждый гласный звук, внимательно «прощупывая» и глазами, и мышечным чувством работу челюсти, губ, языка.
УПРАЖНЕНИЕ «В космос»
Сделайте глубокий вдох и на выдохе, подавая воздух от диафрагмы, протяжно произнесите гласный шепотом. Вообразите, что гласный, оказавшись над языком, не задерживается там, а устремляется по вертикали дальше, в космос, в бесконечность.
Выходящее по вертикали теплое дыхание как бы прогревает верхнее небо.
УПРАЖНЕНИЕ «Массажист»
1. Подавая дыхание от диафрагмы, направляя его по вертикали в «космос», подключите голос на протяжном ММММ. Концентрируем звук М в верхней части лица. «Массажируем» этим звуком мягкое небо, твердое небо, носовую полость. В районе теменной области найдите приятное ощущение от вибрации звука. Это активизируются нужные для нашей работы нервные окончания. Выполняйте это упражнение в течение 2-3 минут.
2. В поток массажирующего звука М вплетите еле заметное короткое (но плавно звучащее) И. губы при этом будут на мгновение открываться соответственно артикуляции И:
ММММиММММиММММиММММиММММиММММ
3. Теперь вплетите поочередно в звук М каждый из гласных: э, а, о, у, ы.
При выполнении упражнения не переставайте подавать звук в «космос».
ММММэММММаММММоММММуММММыММММ
УПРАЖНЕНИЕ «Пары»
Соедините каждый гласный звукоряда ИЭАОУЫ поочередно с другими гласными. Ударение в парном сочетании берет на себя второй гласный. После слитного произнесения каждой пары делайте паузу. Звуки продолжаем посылать в «космос».
ВАЖНО! Каждый гласный необходимо произносить четко, придерживаясь артикуляционных правил.
ИИ ИЭ ИА ИО ИУ ИЫ
ЭИ ЭЭ ЭА ЭО ЭУ ЭЫ
АИ АЭ АА АО АУ АЫ
ОИ ОЭ ОА ОО ОУ ОЫ
УИ УЭ УА УО УУ УЭ
ЫИ ЫЭ ЫА ЫО ЫУ ЫЭ
(продолжение следует)
Валентина
Добавить комментарий