Старость наступает тогда, когда мы перестаем радоваться и удивляться жизни.
Что Вы делаете, когда хотите, чтобы Ваше тело было красивым и здоровым?
Идете в тренажерный зал, занимаетесь йогой, фитнесом, спортом, правильно питаетесь и т.д.
А что Вы делаете, чтобы Ваш мозг был здоровым и интеллектуально красивым?
Неправильный вопрос. Спрошу по-другому: вы что-то делаете для этого?
Уверена, большинство честно ответят – «специально ничего». От природы мы имеем бонус, поддерживающий активность мозга: сон и движение. Но этого недостаточно.
От взрослых людей часто слышу: «Внимание никудышнее, памяти нет, все забываю, торможу прежде чем ответить. Что поделаешь, это старость».
Последние исследования нейробиологии доказывают, что старость – не приговор. Наш мозг нейропластичен, он до конца нашей жизни способен вырабатывать природные факторы роста, которые противодействуют возрастной регрессии мозга. Это возможность избежать деменции. Но сама возможность не сделает нас ни красивыми, ни умными. Как и при работе с телом, мозгу необходим тренажер.
Главный враг мозга – рутина. Она способствует его быстрому старению. Как цветок, который увядает, если его не поливать, так чахнет мозг, если он лишен новых впечатлений.
Старость наступает тогда, когда мы перестаем радоваться и удивляться жизни.
Замечали, что с возрастом время бежит быстрее? Это потому, что мы живем на автопилоте, циркулируя по привычным маршрутам. Как бицепсы и трицепсы атрофируются без нагрузки, так же истощаются дендриты – отростки нервных клеток, через которые проходят импульсы от нейрона к нейрону. Когда связь между клетками головного мозга ослабевает, умственные способности начинают падать.
У каждого народа есть свои, проверенные временем, методы поддержания мозга в здоровом состоянии: это и рассказывание историй и сказок, танцы и пение, созерцание цветущей сакуры и рисование иероглифов, заучивание молитв и медитации… все очень просто и естественно.
Нейробиологи Лоренс Кац и Мэннинг Рубин из США, опираясь на многовековой человеческий опыт, создали гимнастику для мозга – нейробику. И сейчас во всем мире просто бум этого простого и общедоступного способа сохранить ясность ума.
Основной принцип нейробики – гармоничное задействование всех органов чувств (напоминаю, их у нас пять: глаза (зрение), уши (слух), язык (вкус), нос (обоняние), кожа (осязание, ощущение боли, температуры).
Активизируются различные части мозга, создаются новые ассоциативные связи, и весь этот процесс, сопровождаясь позитивными эмоциональными переживаниями, расширяет и создает новые нейронные сети. Известный факт: когда дети во время обучения испытывают интерес, они прочно запоминают материал урока.
Как это работает?
Когда мы ставим перед собой новые задачи, для обработки нового опыта, клеткам мозга требуется дополнительный ресурс и они производят собственные питательные вещества (нейтропины), которые укрепляют и оздоравливают дендриты. Как следствие – память, внимание, креативность в отличном состоянии.
Как же тренировать мозг?
Этот простой рецепт мы можем прочитать в Библии: «Преобразуйтесь обновлением ума вашего”.
Другими словами, необычными способами выполнять обычные дела дома, на работе, в дороге, на отдыхе, при этом испытывая радость и интерес.
Нейробика полезна всем: и детям, и взрослым.
Напоминаю, результат возможен только при регулярных тренировках.
Здесь представлены 27 упражнений. Вы можете увеличить их количество до бесконечности.
Гимнастика для мозга
- Для визуального канала
- меняйте маршрут на работу, в магазин, на прогулке – получайте новые впечатления
- смотрите телевизор без звука
- остановитесь и понаблюдайте за ползущим муравьем, порхающей бабочкой, котом, листком
- наблюдайте за облаками, придавайте смыслы их формам
- переверните картину, фотографию, что нового вы увидели. Очень полезно смотреть на перевернутый мир, активизируя правое творческое интуитивное полушарие (замечали, так любят делать дети в правополушарный период, до пяти лет)
- Для слуха
- по звуку определите вид транспорта и марку автомобиля
- закройте глаза и послушайте ветер, голоса птиц, льющуюся из крана воду
- Новые вкусы
- попробуйте создавать новые блюда, коктейли, изменяйте рецепты
- положите в рот кусочек еды, поисследуйте, как меняется вкус по мере пережевывания, какое послевкусие
- Запахи
- Лоуренс Кац предлагает вдыхать по утрам ароматы эфирных масел, им можно присваивать статус «Аромат дня»
- на прогулке уловите и сравните оттенки запахов коры, листьев, цветов и плодов разных деревьев
- пофантазируйте, если бы месяцы года имели названия ароматов, то как бы Вы их назвали
- Другие ощущения через действия
- походите спиной вперед (в безопасной обстановке))
- совершайте действия левой рукой, если Вы правша, и наоборот (чистите зубы, пишите, поливайте цветы и т.д.)
- играйте в веселые настольные и подвижные игры (например, «Крокодил»), в которые вы любили играть в детстве или не играли никогда
- читайте вслух стихи, книги, пойте, устройте дома семейный танцевальный вечер
- поменяйтесь за столом местами, полками в шкафу
- устройте день или час молчания, общайтесь только жестами
- придумывайте рассказы о вещах, что с ними было, прежде чем они попали в ваш дом
- выполняйте привычные действия с закрытыми глазами: чистите зубы, пейте, принимайте душ, попробуйте что-то написать вслепую (обратите внимание, как обострились другие органы чувств, когда Вы отключили визуальный канал)
- выключите вечером свет и передвигайтесь по дому на ощупь
- займитесь йогой, новым видом спорта или фитнеса
- находите минимум 3 варианта решения любого вопроса
- одно и то же действие выполните с ускорением, в замедленном темпе
- учите наизусть стихи
- рисуйте
- изучайте новый для себя иностранный язык
- научитесь делать то, что прежде не умели: что-то ремонтировать, вязать, водить машину, плавать, кататься на роликах, сноуборде…
Удовлетворяя свою детскую базовую потребность в спонтанности и игре, мы развиваем, сохраняем и омолаживаем свой мозг.
Удивляйтесь и радуйтесь: как это здорово, когда можно наполнить свою жизнь ее многообразием! Валентина Варфоломеева
Добавить комментарий