ТРАВМЫ ДЕТСТВА-2
(часть вторая)
КРИК, СЛОВЕСНЫЕ ОСКОРБЛЕНИЯ И УНИЖЕНИЯ
Не менее, а порой и более травмирующими психику ребенка являются словесные атаки родителей (так называемая, вербальная агрессия).
Как и физическое наказание, крик не требует интеллектуальных затрат. Он свидетельствует об отсутствии у его автора контроля над эмоциями. Кричащий расписывается в своем бессилии, своей слабости. И как часто крик вообще неадекватен проступку ребенка.
Признайтесь себе честно, вы ведь редко кричите именно на ребенка. Реально ваш крик предназначен бросившему вас мужу, безденежью, начальнику… а проступок ребенка лишь повод для «благородной, с заботой о его судьбе» разрядки.
Криком можно добиться временного послушания, а можно, что чаще всего и происходит, натолкнуться на встречную эмоциональную атаку.
Как правило, ведущая в такой ситуации эмоция – ненависть. Многим родителям-крикунам приходилось в ответ услышать от ребенка: «Я тебя ненавижу!». А если не сказал, так думал и мечтал, как отомстит, что такое скажет, чтобы родитель раз и навсегда замолчал.
Фактически, криком ничего положительного в воспитании не добьешься, а вот разрушить доверие, увеличить до гигантских размеров дистанцию между собой и ребенком очень даже можно.
Сказать, что криком не воспитывают, будет неправда. Воспитывают, вот только кого?
• Невротика? Да.
• Неуверенного в себе человека? Да.
• Неспособного интеллектуально, критически, взвешенно оценивать ситуацию? Да.
• Неспособного слышать чужую боль, выстраивающего броню между собой и партнером? Да.
Где крик, там и словесные оскорбления. Если уж эмоции понесли, то и слова вылетают изо рта им соответствующие. Самые слабые из них: «Я не хочу тебя видеть! Бездарь! Бестолочь! Дурак! Подонок! Ты весь пошел в отца (мать)! Лучше бы я тебя не рожала… и т.д.».
Любящий родитель (родительница) покричал(а). Успокоился (лась). А травма осталась: «Я ничтожество. Я не достоин любви. Я никому не нужен. Если меня не любят родители, то и никто не полюбит».
Ребенок не чувствует, что его справедливо наказали, попрана его самооценка, он унижен, раздавлено его чувство собственного достоинства. Здесь себя спасать, а не делать выводы из своего негативного поступка.
К одному из самых мощных приемов унижения личности ребенка я отнесла бы публичное обсуждение его проступка . Вариантов этой экзекуции масса:
• Вся семья устраивает атаку и соревнуется, кто больнее ударит словом.
• В присутствии ребенка обсуждается его поведение с подругой и др. по телефону. Рассказывается, какая он неблагодарная свинья, льются театральные слезы вперемешку с оскорблениями.
• В школе ребенка вызывают на педсовет и теперь уже педагоги устраивают экзекуцию.
• Выставляют провинившегося перед классом и терзают…
Зачем? Взрослые, сделайте паузу за миг до этих пыток и ответьте на простой вопрос: зачем?
Запугать? Возможно, получится (эффект как от физического наказания).
Обозлить против себя и всего мира взрослых? Легко.
Воспитать честность, доброту или что вы там еще хотели таким способом привить? Однозначно, нет.
Тогда что это, как не расписывание в собственном бессилии? Как не упивание своей властью?
Невозможно жестокостью и неуважением к личности воспитать достойного человека.
Подобное порождает подобное.
Добавить комментарий