ПАМЯТЬ, ВИДЫ ПАМЯТИ
“Без памяти мы бы существовали мгновения.
Наше прошлое было бы мертво для будущего.
Настоящее по мере его протекания,
безвозвратно исчезло бы в прошлом”.
ПАМЯТЬ — это психический процесс запечатления, сохранения, готовности к воспроизведению и воспроизведения (произвольного и непроизвольного) прошлого опыта.
Память – одна из важнейших психических особенностей. Без этой функции мозга не существовало бы интеллектуальной деятельности человека вообще. Это знали древние греки и потому матерью девяти муз, которые покровительствовали всем известным в то время наукам и искусствам, назначили богиню памяти Мнемозину (имя богини дало название памяти). И этот дар, не менее бесценный, чем огонь, дал людям герой Прометей.
Об этом говорит древнегреческий поэт Эсхил:
Число им изобрел,
И буквы научил соединять –
Им память дал, мать муз –
всего причину.
К памяти мы предъявляем требования, выполнение которых является критерием хорошей памяти: быстро и много запоминать, долго хранить, точно и вовремя воспроизводить. Можно провести аналогию с компьютером. Без памяти он просто груда металлолома. “Человек, лишённый памяти, по сути, перестанет быть человеком”. (Ч.Айтматов)
Память нам необходима для того, чтобы сохранять и при необходимости через узнавание и воспроизведение использовать полученный опыт.
Но не всегда эта цепь работает безупречно. В памяти существует очистительный процесс «забывание».
Забывание — активный процесс, заключающейся в потере доступа к запомненному ранее материалу, в невозможности воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Забыванию подвергается прежде всего то, что не актуализируется в контексте решаемых задач. При воссоздании внешних и внутренних условий наблюдается эффект обратимости процесса забывания, происходит восстановление забытого материала. (По материалам Психологических словарей)
Восприятие информации осуществляется благодаря анализаторам.
Термин, введенный И.П. Павловым для обозначения функциональной единицы, ответственной за прием и анализ сенсорной информации какой-либо одной модальности. Существуют: зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный, вестибулярный, двигательный анализаторы, анализаторы внутренних органов.
В анализаторе выделяют три отдела:
1. Воспринимающий орган или рецептор, предназначенный для преобразование энергии раздражения в процесс нервного возбуждения.
2. Проводник, состоящий из афферентных нервов и проводящих путей, по которому импульсы передаются к вышележащим отделам центральной нервной системы.
3. Центральный отдел, состоящий из релейных подкорковых ядер и проекционных отделов коры больших полушарий.
Таким образом, в зависимости от того, через какой анализатор была получена информация, мы определяем вид памяти.
Виды памяти — структурные особенности мнемической деятельности, связанные с различными механизмами запоминания, временными показателями удержания в памяти, характеристиками материала.
Существует несколько вариантов классификации видов памяти. Чаще всего выделяют:
1. Моторная или двигательная. Самый древний вид памяти (отвечает за запоминание, сохранение и воспроизведение движений). близка к моторной памяти процедурная, это память на запоминание не самих действий, а порядка действий. Например, вы готовите сложное блюдо и автоматически повторяете определенный порядок действий.
2. Эмоциональная память связана с фиксированием переживаний, вызванными различными жизненными событиями, начиная, как уверяют ученые, с момента внутриутробного развития.
Эмоциональная память вырабатывает систему предупреждения об опасностях и удовольствиях. Это самый прочный вид памяти.
3. Образная память связана с органами чувств, поэтому имеет несколько подвидов: зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая.
4. Логическая память формируется после того, как человек освоил речь, в процессе обучения.
5. Эпизодическая память — память о событиях, участниками или свидетелями которых мы были (Tulving? 1972). например, воспоминания о том, как вы пошли в первый класс, о первом свидании, как увидели впервые море… этот вид памяти базируется на эмоциональной памяти, происходит без усилий с нашей стороны, непроизвольная память.
6. В некоторых классификациях выделяют семантическую память. это память о таких знаниях, как таблица умножения, семантика (значение) слов. навряд ли вы вспомните, где и от кого узнали, что Волга впадает в Каспийское море, а воробей птица. Но тем не менее эти знания хранятся в вашей памяти.
Эпизодическая и семантическая память включают в себя знания, которые можно рассказать, продекларировать. поэтому эти две подсистемы включены в более обширную категорию — декларативную память.
В жизни мы постоянно пользуемся всем многообразием видов памяти.
Все виды памяти равноценны для нашей жизнедеятельности. Все зависит от ситуации.
Например: нужно запомнить дорогу – используем образную память, стихотворение – словесно – логическую, музыкальное произведение – слуховую, учимся кататься на велосипеде – двигательную, запомнить вкус яблока – вкусовую, запах весны — обонятельную.
По параметрам длительности хранения информации в памяти выделяют сенсорную, где хранение осуществляется не более 1,5 с.; кратковременную — с периодом хранения не более 30 с.; долговременную память, позволяющую хранить материал постоянно. (По материалам Психологических словарей)
Нам нужно помнить информацию несколько минут – используем кратковременную память. Изучаем историю, готовимся к экзаменам – необходима работа долговременной памяти. Но чем дольше нам нужна информация, тем дольше и тщательнее нам придется ее учить.
У каждого здорового человека память состоит из всех перечисленных видов. Но, как правило, один вид памяти развит лучше, другой – хуже. Например, кто-то быстрее запомнит стихотворение, если прочитает его; кто-то, — если послушает; а кому-то нужно переписать текст и, таким образом, он запомнит его на долгое время.
Один легко и быстро запоминает движения танца, другой же десятки раз их повторяет, а ноги не слушаются, но зато помнит все дороги, кварталы и дома города.
Запоминание новой информации происходит через сравнение ее мозгом с уже сохраненной, с целью установления аналогий и соответствий. Если такая связь будет обнаружена, создастся следующий блок информации. Так, например, запоминание текста на иностранном языке базируется на основе сохраненных знаний от букв до построения предложений.
Результаты ряда экспериментов утверждают, что если новая информация составляет не менее 30% от старой, она будет усвоена.
«Учение о коренных условиях памяти, — писал И.М. Сеченов, — есть учение о силе, сплачивающей, склеивающей всякое предыдущее со всяким последующим. Таким образом, деятельность памяти охватывает собой все психические рефлексы».
Добавить комментарий