Дистанция между собой и другим человеком — такая же, как
дистанция между собой и своим внутренним Я.
Ричард Мосс
Мое знакомство со схема-терапией произошло в начале 2013 года. Вместе с ним пришло осознание: вот он, тот подход, в котором органично сплелись все методы и техники, которые я использовала в своей практике, и те, с которыми была только знакома: И КПТ, и гештальт, и психоанализ, и эриксоновский гипноз, и транзактный анализ, и психодрама, и символ-драма и многие другие. Гармоничная, естественная, толерантная, построенная на научной доказательной базе, структурированная интеграция.
Что такое схемы? Это наш опыт, организованный на уровне нейронных сетей, отвечающих за обработку информации, распознавание образов, прогнозирование событий и регуляцию движений. Схемы включают в себя убеждения о себе, других и мире, которые воспринимаются как истина, мы верим им автоматически; схемы — это воспоминания, эмоции, когниции и телесные ощущения. Мы смотрим на мир сквозь свои схемы, как сквозь индивидуальные очки, и у каждого они своего цвета: у кого-то розовые, у кого-то серые, у кого-то ядовито-зеленые… редко у кого – прозрачные. Схемы — это нормальная организация опыта. Без схем мы бы каждый раз заново учились понимать мир и себя. Схемы формируются в детском и подростковом возрасте и корректируются на протяжении всей жизни. Здоровые схемы адекватно отражают реальность. Проблема возникает тогда, когда ребенок проживает опыт неудовлетворения базовых потребностей. Чтобы уменьшить боль формируются схемы, по словам Янга, «обеспечивающие самозащиту модели восприятия, эмоций и физических ощущений». Ожидание боли и негативных эмоций остается даже тогда, когда реальный опыт изменился, угроза миновала, но внутренний ребенок продолжает реагировать не адаптивно на ситуации (триггеры), напоминающие те, которые когда-то вызвали эти болезненные переживания. И это происходит автоматически, и осознание не спасает от запуска болезненного цикла. Таким образом, когда-то спасавшие нас схемы, теперь мешают нам жить в мире и комфорте с собой и окружающими. Спасибо Джефри Янгу – основателю этого замечательного метода. Когда-то он столкнулся в своей практике с проблемой, которая знакома, практически, каждому психотерапевту – терапия пробуксовывает, ни один метод не работает. Причина – неудовлетворенные в детстве базовые потребности. Имеются в виду потребности не физиологические (воздух, вода, еда и др.) а психологические. Их пять:
Для того, чтобы ребенок вырос психически здоровым, по мере взросления формировалась его Здоровая Взрослая Личность, родителям и воспитателям необходимо заботиться об удовлетворении их базовых потребностей. Все должно происходить вовремя. Неудовлетворенные в нужное время в детстве потребности являются причинами проблем взрослых людей. Я бы сказала, условно взрослых. Так как психологически человек может застрять в том возрасте, в котором не были удовлетворены его потребности. Причем застрять жестко, вплоть до пограничного или других расстройств личности.
Кто такой действительно Взрослый человек? Тот, кто научился удовлетворять самостоятельно свои потребности, кто способен соблюдать баланс между своими и чужими потребностями, кто способен принимать адекватные решения и брать ответственность за себя и других (имеются в виду, например, дети, подчиненные, речь никоим образом не идет о формировании созависимых отношений).
Но если у человека нет детского опыта удовлетворения базовых потребностей, если близкие взрослые не наполнили его в детстве заботой, безопасной привязанностью, любовью, не сформировали базовое доверие, не показали ценность его личности, не раскрыли возможности принадлежности к человеческому сообществу, не научили самоконтролю, установлению личных границ и уважению к границам другого; не привили способность открыто говорить о своих эмоциях и потребностях, не дали права на спонтанность и игру, в его психике сформируются дисфункциональные схемы, Янг их назвал ранними дезадаптивными схемами. Он определил 18 схем, разделив их на 5 сфер, каждая из которых формируется из соответствующей неудовлетворенной потребности.
Что способствует формированию дезадаптивных схем?
В первую очередь, травмы (эмоциональные, сексуальные, физические). С одной стороны, слишком суровые правила, нормы, системы наказаний, унижение достоинства, обвинения ребенка, жесткая гиперопека, а с другой стороны – вседозволенность, идеализация ребенка, подчеркивание его превосходства. Это были активные способы, но существуют и пассивные: когда ребенка не замечают, формально общаются, не реагируют на его просьбы, потребности, с ним эмоционально холодны; сам факт отсутствия родителей, утраты, болезни, парентификация ребенка (на ребенка взваливают груз взрослых обязанностей, навязывают роль родителей).
В своих последующих статьях я более подробно остановлюсь на каждой сфере, и на основе уже личного опыта поделюсь, как с ними работать, как вырастить своего Внутреннего Ребенка, как сформировать Здоровую Взрослую Личность.
Важно помнить: это никогда не поздно сделать, изменить свои схемы – значит изменить свое качество жизни.
Добавить комментарий