УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДИКЦИИ – 15
СОГЛАСНЫЙ Р
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ УСТАНОВКА
Согласный Р образуется с помощью корня языка, который должен быть опущен, между ним и небом обязательно должно быть пространство, боковые края языка плотно прижаты к верхним зубам, а кончик языка верхних альвеол.
При образовании Р связки вибрируют, звучащая струя воздуха проходит по желобу языка и отталкивает кончик языка от альвеол.
Язык будто пружинит и кончик сразу же возвращается в свое первоначальное положение, а поток воздуха опять отталкивает его вниз. Создается рокочущий звук.
При мягком Р (РЬ) язык менее напряжен. Спинка языка поднимается кверху и прикасается к твердому небу большей поверхностью.
УПРАЖНЕНИЯ
1. «Мотоцикл»
Сели, завели, поехали: рр – рр – рр – рррррррр.
2. «Четкий звук»
Произносите четко буквосочетания:
Ри – рэ – ра – ро – ру – ры
Рю – ре – ря – рё
3. «Тщательность»
Очень четко, тщательно произносите каждый звук в словах:
Ритм – Рэп – Рея – Рёв – Рай – Рок — Рю – Руль – Рю — Рык
СКОРОГОВОРКИ
— На дворе растет трава, на траве стоят дрова. Не руби дрова на траве двора.
— Ехал Гpека чеpез pеку, видит Гpека в pеке – pак. Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку
Гpеку – цап!
— Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: «Грабь граблями гравий, краб».
— Тpидцaть тpи коpaбля лaвиpовaли, лaвиpовaли, дa тaк и не вылaвиpовaли.
— Четыpе чеpненьких чумазеньких чеpтенка чеpтили чеpными чеpнилами чеpтеж.
— Перепелка перепелят прятала от ребят.
— Проворонила ворона вороненка.
— Свинья тупорыла весь двор перерыла, вырыла полрыла, до норы не дорыла.
— На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль
двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров. Дрова выдворить обратно на дровяной
двор.
— Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларю, про Ларьку, про
Ларину жену.
— Отвори, Увар, ворота, у двора на траве дрова.
— Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок.
— Дровоколорубы рубили дубы.
— Добры бобры идут в боры.
— Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать, зарапортовался.
— На горе Арарат рвала Варвара виноград.
— Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень.
— Бомбардир бомбардировал Бранденбург.
— Собиpaлa Мapгapитa мapгapитки нa гоpе, paстеpялa Мapгapита мapгapитки нa тpaве.
СТИХИ
БУКВА «Р»
Пять лет Сереже в январе,
Пока — четыре, пятый,
Но с ним играют во дворе
И взрослые ребята.
А как на санках, например,
Он с гор летает смело!
Сереже только буква «р»
Немного портит дело.
На брата сердится сестра,
Ее зовут Марина.
А он стоит среди двора,
Кричит:— Ты где, Малина?
Она твердит:— Прижми язык,
Прижми покрепче к нёбу!—
Он, как прилежный ученик,
Берется за учебу.
Твердит Марина:— «Рак», «ручей».
Марина учит брата.
Он повторяет:— «Лак», «лучей»,—
Вздыхая виновато.
Она твердит:— Скажи «метро»,
В метро поедем к дяде.
— Нет,— отвечает он хитро,—
В автобус лучше сядем.
Не так легко сказать «ремень»,
«Мороз», «река», «простуда»!
Но как-то раз в январский день
С утра случилось чудо.
Чихнула старшая сестра,
Он крикнул:— Будь здоррррова!—
А ведь не мог еще вчера
Сказать он это слово.
Теперь он любит букву «р»,
Кричит, катаясь с горки:
— Урра! Я смелый пионеррр!
Я буду жить в СССР,
Учиться на пятерррки!
* * *
О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Перед мной сияло на столе.
Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл прекрасное лицо.
Летели дни, крутясь проклятым роем…
Вино и страсть терзали жизнь мою…
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою…
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла.
Не знаю, где приют твоей гордыне
Ты, милая, ты, нежная, нашла…
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла…
Уж не мечтать о нежности, о славе,
Все миновалось, молодость прошла!
Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.
СЛОВО
Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.
Добавить комментарий