ДИКЦИЯ. ЧИСТОТА ЗВУКА – 1 ГИМНАСТИКА ГУБ
вульгарно пользуются речью в своей жизни.
Однако они привыкли к ней
и не замечают своих недостатков.
Станиславский К.С.
Станиславский считал сценическую речь наиболее сложным участком актерского мастерства.
Функционирование речевого аппарата осуществляется синхронной работой трех, теснейшим образом между собой связанных систем:
• дыхательная;
• артикуляционная;
• голосообразующая.
О работе с дыханием и голосом можно прочитать на нашем сайте в статье
«УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГОЛОСА»
В данной статье подробнее расскажу о работе с дикцией.
Точное произнесение звуков возможно лишь при безупречной работе языка, губ, нижней челюсти. У многих людей эти артикуляционные органы столь же слабо развиты, как и мышцы живота. Малоподвижный язык, стиснутые тревогой челюсти, рыхлые, вялые губы съедают чистоту звука.
Поэтому работу над дикцией необходимо начинать с артикуляционной гимнастики.
Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений
ВАЖНО! Выполнять упражнения необходимо каждый день. Желательно перед зеркалом.
1. ГИМНАСТИКА ГУБ
РАЗМИНКА
Начнем с разминки губ:
Наберите воздух в рот, раздувая щеки и плотно сомкнутые губы. Пусть воздух прорвет сопротивление и вырвется наружу.
ПЕРЕХОДИМ К ОСНОВНЫМ УПРАЖНЕНИЯМ
• УПРАЖНЕНИЕ «Волейбольная сетка»
Верхняя и нижняя губы – это края волейбольной сетки. Уголки губ – точки ее закрепления.
«Расправьте» «волейбольную сетку» так, чтобы стали видны ее «клетки» (зубы и частично десны передних верхних зубов). А теперь натяните ее. Особенно упругим должен быть верхний «шнур». Уголки губ, растянувшись в стороны, помогут вам добиться желаемой упругости губ, особенно верхней. Кроме того, упругость губ должна обеспечиваться тонусом мускулатуры самих губ и прилегающих к ним мышц.
«Снимите сетку со столбов» (губы возвращаются в положение покоя).
ВАЖНО! «Натягивание сетки» должно осуществляться только губными и лицевыми мышцами. Шейные мышцы подключать нельзя.
• УПРАЖНЕНИЕ «Маятник»
Вытяните губы трубочкой – это маятник часов. Маятник начинает совершать ритмичные движения влево – вправо, амплитуда постоянно меняется; меняется и скорость: то ускоряем, то замедляем движение маятника.
ВАЖНО! Следите, чтобы не напрягались мышцы шеи.
• УПРАЖНЕНИЕ «Ванька — встанька»
Собранные трубочкой губы совершают перемещение в вертикальном направлении. Ванька – встанька поднялся – губы идут вверх, поклонился – вниз.
• УПРАЖНЕНИЕ «Кто сильнее»
Губы плотно сомкнуты, они не хотят уступать свои границы, при этом стремятся захватить территорию соперника. Вначале верхняя губа старается преодолеть сопротивление нижней и постепенно оттесняет ее вниз. Затем роли их меняются.
После того, как выяснилось, что их силы равны, губы начинают массажировать одна другую, а затем выбивают ритм чечетки. При этом челюсти плотно сжаты. Ритм любой мелодии выбивается легко и непринужденно.
(продолжение следует)
Добавить комментарий